Информационно-Аналитический портал
  • Новости
  • Аналитика
  • Прогнозы
  • Курсы валют

header image

Продукты

В сети

Партнеры:

Уральское инвестиционно-коммерческое бюро

Россияне по-прежнему сначала - потребители

ВЦИОМ назвал самую популярную среди россиян стратегию финансовой модели поведения. Не удивили, это – потребление. Таковы результаты проведенного опроса. И только пятая часть опрошенных респондентов предпочла бы инвестировать лишние деньги.В случае если бы у них появились лишние 45-50 тыс. рублей, они бы их просто потратили. Интересно, на что: 28% опрошенных потратили бы их на вещи для дома, 13% вложились бы в образование, и по 8% пришлось на развлечения, путешествия и добавку к сумме на более крупную покупку.Второй по популярности стала стратегия страхования: лишние 45-50 тыс. рублей 28% россиян отложили бы на "черный день", 12% – потратили на лечение, 1% – на покупку полиса медицинского страхования или на дополнительное пенсионное обеспечение.И лишь 19% опрошенных предпочли бы вложиться: 14% из них перевести средства в банк или купить на них ценные бумаги, а 4% - инвестировать в дело.Другие 11% россиян при свободной сумме отдали бы долги.Мы тратим на генетическом уровнеКоуч и бизнес-тренер Людмила Городничева объясняет ситуацию генетической памятью:  "В психологии есть понятие генетической памяти, или памяти поколений. Если рассматривать исторический опыт сбережений и накоплений средств, то у россиян он больше негативный. Вспомните все кризисы: начиная с 1990 годов, все дефолты, когда деньги обесценивались и люди теряли все, вспомните огромные аферы с МММ и прочими пирамидами, вспомните массовый обман нации в период перестройки и т.п. Именно этот факт сформировал у людей недоверие к системе и власти, к банкам и прочим институтам, это привело к тому, что у большинства россиян сформировалась определенная ментальная система управления деньгами: "Надо покупать, пока есть на что. Надо покупать, пока это возможно сделать" (именно поэтому наши бабушки перед очередным "кризисом" закупают гречку, а не кладут деньги на депозит, а молодые люди на кровно накопленные деньги покупают вещи, без которых можно было бы обойтись), - говорит эксперт.  Плюс ко всему СМИ активно проповедуют ценности общества потребления. И второй момент, у нас нет системы воспитания, которая учит грамотно управлять своими деньгами, - отмечает бизнес-тренер, - а СМИ, в свою очередь, не часто показывают удачные примеры инвестиций обычных граждан, именно поэтому большинство россиян по-прежнему остаются в неведении и не знают, как можно инвестировать".Известный экономист и публицист Ирина Ясина, в свою очередь, считает, что россияне не копят – и правильно делают. Ставки в банках не столь высоки сегодня, чтобы открывать депозит, говорит она RB.ru: "Возьмем, к примеру, Сбербанк. Сейчас ставки там – 6-8% по вкладам, а инфляция – в районе тех же 6%. Согласитесь, это не та разница, которая может позволить выиграть от сбережений в банке.Фондовый рынок, который раньше позволял зарабатывать, скажем честно, на сегодняшний день находится в упадке. Более того, 45-50 тыс. рублей – просто операционная сумма. Вот если бы она была раз в десять больше, можно было бы говорить о накоплениях", - резюмирует экономист.Психолог Андрей Коновалов находит потребительскому поведению россиян и другие причины: "Первая - падение информационного занавеса. Россияне стали ездить по миру, хлынул огромный поток информации о том, как живут люди в западном мире, появилось желание соответствовать мировой тенденции. Вторая - многократное увеличение ассортимента различного товара, ранее не доступного россиянам, и желание  иметь у себя в личном пользовании эти вещи, - перечисляет эксперт.Третья - различные дефолты и кризисы прошлых лет показали бессмысленность процесса накопительства. Четвёртая - увеличение кредитных предложений банков усилило привычку жить в долг, то есть больше тратить. И, наконец, пятая - в периоды социального напряжения (сейчас именно такой период) у людей автоматически увеличивается количество способов сброса внутреннего напряжения, а шоппинг - один из самых эффективных способов".